Электронные библиотеки Петербурга

Музеи, которые остались только в книгах

Краевед и журналист Алексей Шишкин нашел в электронной библиотеке Маяковки шесть изданий, рассказывающих о тех экспозициях, которые вы уже никогда не увидите — часть музеев перепрофилирована, другие ликвидированы или разграблены.

В каком из петербургских музеев можно было посмотреть на генпланы Трои и Вавилона? И где хранилось чучело любимого коня Николая I? Рассказываем и показываем!

1. Секция убранства жилья Музея города. Особняк графини Карловой, набережная реки Фонтанки, 46

Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб
Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб
Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб

1 из 3







Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб

Один из исчезнувших музеев города располагался прямо в нынешнем здании библиотеки имени Маяковского на Фонтанке, 46. В начале октября 1918 года особняк, конфискованный у владелицы, графини Натальи Федоровны Карловой, был передан Музею города для организации секции внутреннего убранства жилья. По замыслу создателей она

«должна была дать в главном флигеле дома последовательную картину изменения характера внутреннего убранства петербургского жилого дома от Петровской эпохи до наших дней, по несколько комнат на каждый этап культуры в этом периоде».

На первом этаже были воссозданы, причем с использованием вещей из самого особняка, интерьеры XVIII века, на втором — первой половины XIX, на третьем — второй его половины.

Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб
Музеи, которые остались только в книгах, изображение №5
Музеи, которые остались только в книгах, изображение №6

1 из 3







Экспозиция «Внутреннее убранство жилищ», из фондов ГМИ СПб

В одних комнатах отмечалась «своеобразная приятность» интерьера, в других — «величавая внушительность», в третьих — «тяжеловесный уют» или «западное буржуазное влияние». Со временем авторы экспозиции планировали рядом с интерьерами класса эксплуататоров развернуть и секцию внешнего вида рабочего жилища прошлого и настоящего. Но вместо этого в 1928 году было принято постановление «О мерах по усилению экспорта и реализации за границей памятников старины и искусства» — в том числе было решено продать многие вещи из особняка Карловой. Филиал музея ликвидировали, а помещения отдали под инженерные конторы.

В 1992 году здание передали библиотеке. В электронной коллекции Маяковки доступна книга архитектора Льва Ильина «Музей города: секция внутреннего убранства жилья», по ней вы можете изучить описание экспозиции.

Фотографии залов музея в 1920-х доступны в Госкаталоге по ссылке. Оригиналы снимков хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, который стал наследником Музея города.

2. Музей градостроительства. Аничков дворец. Невский проспект, 39

Ленинград. Проспект 25-го Октября и Музей города. Из фондов ГМИ СПб



Ленинград. Проспект 25-го Октября и Музей города. Из фондов ГМИ СПб

Официально музей назывался «Секция планировки и застройки отдела архитектуры города Музея города». Развернутая в залах бывшего Аничкова дворца экспозиция была посвящена городу как цельному явлению, а также науке о городском планировании. Экскурсанты 1920-х могли посмотреть тут на схемы поселений самых разных эпох: от Вавилона, Афин и Трои до «городов-садов», набиравших популярность в то время в Америке и Европе. Отдельные залы были посвящены планировке и районированию Лондона, Парижа, Берлина, Москвы.

В музее выставили коллекцию воплощенных и существовавших лишь в теории генпланов Петербурга, начиная от первого плана Леблона, а также карты города разных эпох. Тут же стояли макеты — например, копии памятника Ленину у Финляндского вокзала и головы Медного всадника.

Оцифрованная версия путеводителя по музею — не просто гид по утраченной экспозиции, закрытой к началу 1930-х. Книга 1928 года может служить теоретическим подспорьем для всех, кто хочет разобраться в градостроительной истории человечества, но не знает, с чего начать.

Секция планировки и застройки отдела архитектуры города Музея города
Музеи, которые остались только в книгах, изображение №9
Музеи, которые остались только в книгах, изображение №10
Музеи, которые остались только в книгах, изображение №11

1 из 4







Секция планировки и застройки отдела архитектуры города Музея города

3. Музей Малого Оперного театра, площадь Искусств дом, 1

Постановка оперы «Мать» в Малом Оперном (Михайловском) театре



Постановка оперы «Мать» в Малом Оперном (Михайловском) театре

Музей сохранился, но полностью сменил экспозицию. В 1940-х годах в Михайловском театре функционировала выставка, практически полностью посвященная «вопросу создания советской оперы».

Дореволюционная история одного из главных театров города рассматривалась лишь в качестве второстепенного раздела, в центре экспозиции была работа по созданию спектаклей на сюжеты романов Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», по мотивам книг Горького «Мать» и Фурманова «Мятеж». Посетить музей можно было в часы спектаклей. В фойе сотрудники, как и сегодня, разворачивали временные выставки, посвященные театральным премьерам.

Прочесть о всех театральных музеях, библиотеках и архивах Ленинграда по состоянию на 1940 год можно благодаря оцифрованному справочнику в коллекции Маяковки.

4. Придворный конюшенный музей. Конюшенная площадь, 2

Придворный конюшенный музей



Придворный конюшенный музей

В квартале от Михайловского театра, на Конюшенной площади, стоит здание, специально построенное под музей — экспозицию экипажей царской семьи. На первом этаже строения в стиле «второго барокко» стояли экипажи, на которых император и его родственники порой выезжали. На втором — уже не используемые, но представляющие историческую или художественную ценность сани, кареты и возки. Специально для завоза и распределения экспонатов по помещению в здании был устроен пандус и площадка с поворотным кругом.

Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея
Экспонаты Придворного конюшенного музея

1 из 7







Экспонаты Придворного конюшенного музея

Смотрители уверяли, что в музее хранятся

«экземпляры, которым нет подобных в музеях европейских»

В том числе экипажи с росписями художников Антуана Ватто и Франсуа Буше. Гордостью экспозиции был «простой возок» — небольшие сани, целиком изготовленные императором Петром I.

В 1917 году музей был разграблен, уцелевшие экспонаты позднее распределили по разным коллекциям. В библиотеке имени Маяковского хранится экземпляр музейного каталога 1891 года выпуска. На рисунках и фотографиях в его электронной версии вы можете рассмотреть не только кареты монархов, но и многочисленные ковры-шпалеры, когда-то украшавшие стены музея. А на последней странице есть чучело «Лорда», любимой лошади Николая I, не поленитесь долистать.

5. Художественно-промышленный музей имени Дмитрия Григоровича. Большая Морская улица, 38

Здание Императорского общества поощрения художеств. Из фондов музея-усадьбы Рериха в Изваре



Здание Императорского общества поощрения художеств. Из фондов музея-усадьбы Рериха в Изваре

В 1904 году «Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга» рекомендовал ценителям изящных искусств посетить в городе не только Эрмитаж, Русский музей и музей училища барона Штирлица, но и художественно-промышленный музей имени Дмитрия Григоровича в доме Общества поощрения художеств на Морской улице, 38. Музей был открыт во все дни, кроме праздников, с 10 утра 3 часов дня. Стоимость посещения составляла 30 копеек. Для сравнения, 4 копейки стоил в то же время перекус из чая с пирожком в дешевой чайной.

На втором этаже здания, сразу за кассой, начиналась анфилада из десяти залов с предметами русского и европейского декоративно-прикладного искусства. Тут можно было увидеть, например, средневековые французские четки «из соединенных по три черепов и разнохарактерных голов», резное барочное кресло равина с надписями на иврите, севрский фарфор, целые старинные изразцовые печи, итальянские майолики, русские перегородчатые эмали.

Но лучшей частью собрания считались две «Восточные залы» с коллекциями предметов из Китая, Японии, с территории нынешнего Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. В залах хранились целые фрагменты восточных интерьеров: узорчатые ниши-михрабы, двери, окна. Тут же находились предметы из казны хивинского хана, захваченные русскими войсками при взятии Хивы в 1873 году. Вместе с артефактами востока был выставлен и самый крупный экспонат музея — мозаика Михаила Ломоносова «Петр Великий в Полтавской баталии» размером 6,4 на 4,8 метров. В самом большом двухуровневом зале под стеклянной крышей проходили временные выставки живописи, скульптуры и ювелирных изделий.

Выставочные залы Императорского общества поощрения художеств
Выставочные залы Императорского общества поощрения художеств
Выставочные залы Императорского общества поощрения художеств

1 из 3







Выставочные залы Императорского общества поощрения художеств

После ликвидации музея в 1920-х его экспонаты распределили по другим учреждениям. Например, мозаика Ломоносова в 1925 переехала в здание Академии наук на Университетской набережной. Сейчас помещения музея занимают выставочные залы и конторы петербургского Союза художников.

Читатели могут ознакомиться с подробным описанием этого и других музеев Петербурга на 1904 год, открыв электронную версию «Объяснительного путеводителя». Когда карантин закончится, можно прогуляться с ней по залам Эрмитажа или музея Академии художеств, выискивая различия между прошлым и современностью.

6. Торговый музей. Здание биржи, Биржевая площадь, 4

Здание биржи на Стрелке Васильевского острова. Фото МУАР



Здание биржи на Стрелке Васильевского острова. Фото МУАР

Сейчас в Петербурге нет отдельного музея торговли, а вот в 1924 году он, как ни странно, существовал. С началом НЭПа в старом здании на стрелке Васильевского острова в Петрограде снова заработала товарная биржа. А уже за 1922-1923 отчетный год на ней было заключено 3237 сделок на сумму 1 714 384 045 рублей. Вместе с ней открылся и торговый музей.

В нем были представлены примеры продукции советских заводов, изделия деревенских кустарей, а рядом с ними и экспортные товары из Германии, Голландии, Чехословакии и других стран. Например, Чехия выставила в музее продукцию горных и железоделательных заводов, а Веймарская республика — обувь и галантерейные товары:

«Обувь очень изящна на вид, но встре­чаются ботинки с потрескавшейся кожей. Между тем для образца отбираются, конечно, наилучшие экземпляры».

С площадки музея, расположенного на третьем этаже биржи, экскурсанты могли осмотреть главный торговый зал прямо во время работы учреждения. Экскурсии на биржу рассматривались как часть курса политической экономии. Сперва советские студенты знакомились с теоретическими принципами работы биржи, а затем видели их техническую реализацию. В 1939 году здание биржи было передано Военно-морскому музею. Сейчас оно закрыто на реконструкцию. Совершить виртуальную экскурсию на биржу можно с помощью одноименной книги, оцифрованной Маяковкой.

А ведь это только часть того, что можно найти в наших фондах!

Наверх